┴Текст┬
Образовательная концепция школы - "Дидактическая эвристика". Ее
основные положения:
1. Предназначение человека - реализовать свой внутренний потенци-
ал, образовать себя в соответствии со своими индивидуальными особен-
ностями.
2. Смысл образования - не столько в репродукции известных челове-
ческих знаний в новую личность, сколько в создании этой личностью
собственных знаний и опыта.
3. Дидактическая эвристика - методология образования, с помощью
которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и
учителя в ходе их совместной деятельности. Отличительная особенность
эвристической деятельности - наличие в ее результате нового для учени-
ков и учителя образовательного продукта.
4. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель обеспе-
чивает деятельность ученика по рождению и развитию собственного обра-
зовательного продукта и последующее сопоставление того продукта с
культурно-историческими аналогами.
5. Основная единичная форма дидактической эвристики - не урок, а
образовательная ситуация.
6. Кроме традиционного предметного содержания образования вводит-
ся метапредметное. Его ключевые элементы - образовательные первосмыс-
лы, "стягивающие" разнопредметные области к общим основаниям.
7. В основе целей, содержания и технологии обучения - учения оте-
чественных философов-космистов.
Результаты реализации концепции
Ежегодно результаты обучения учащихся оцениваются по 5 позициям:
1. Усвоение государственных образовательных стандартов:
- на уровне отметки "5" базовые стандарты усваивают 45-56% учени-
ков;
- на уровне "4" - 32-44%;
- на уровне "3" - 8-11%;
- на уровне "2" - 0-0,8% (один ученик 5 класса, обучавшийся в школе
полгода).
Эти данные на 8-12% превышают аналогичные средние показатели уче-
ников массовой московской школы.
Уровень усвоения госстандартов имеет тенденцию к улучшению на
3-5% в год.
2. Определение государственных образовательных стандартов.
В конце учебного года от 4 до 25% учеников успешно выполнили
контрольные нормативы по всем учебным предметам следующего года обуче-
ния. От 12 до 75% учеников успешно справлялись с отдельными курсами и
темами.
3. Дополнение и расширение государственных стандартов.
Кроме базовых образовательных курсов в школе действует система
дополнительных курсов, факультативов, кружков, индивидуальных занятий
с "продвинутыми" учениками.
Ученикам предлагается на выбор ряд дополнительных предметов:
- одни из них продолжают базовые курсы (математика, словесность,
английский язык);
- другие дополняют и расширяют их (славянская культура, древне-
русская словесность, народные игры);
- третьи вводятся по желанию учеников (резьба по дереву, кулина-
рия, компьютер).
Индивидуальные занятия организуются:
- периодически, для помощи детям в подготовке их творческих ра-
бот;
- по желанию учеников или родителей, проявляющих интерес к опре-
деленным учителям или предметам.
За три года число дополнительных предметов возросло с 8 до 17,
средняя плотность их посещения увеличилась с 2,6 до 4 человек в час.
4. Деятельностные результаты образования (личностные качества).
Для анализа выбраны 5 обобщенных личностных качеств, развитию ко-
торых педагоги уделяли внимание:
- самоорганизация: умение ставить цели и достигать их, умение
планировать и организовывать свою работу при минимальном содействии
учителя;
- самореализация: умение на основе самопознания ставить индивиду-
альные ориентиры и достигать их путем выбора индивидуальных домашних
заданий, творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.;
- саморазвитие: интенсивность положительных изменений, степень
продвижения в достижении госстандартов, индивидуальных ориентиров, в
комплексе показателей;
- познавательная продуктивность: количество и качество созданных
учеником образовательных продуктов: идей, сказок, задач, исследований,
поделок и т. д.;
- рефлексия: способность осознавать свою деятельность, формулиро-
вать свои реализованные цели, проблемы, результаты.
Уровень развития личностных качеств оценивали классный руководи-
тель и психолог, используя следующие материалы:
- текстовые качественные характеристики ученика по предметам;
- психолого-педагогическую характеристику ученика;
- рефлексивные записи, анкеты, самооценки ученика;
- анкеты родителей, материалы бесед с ними;
- результаты педагогических консилиумов.
Наибольшее развитие получили самоорганизация (до 83%), самореали-
зация (до 83%), саморазвитие (до 88% учеников); наименьшее - рефлексия
(от 54 до 66%).
5. Творческие результаты образования (эвристическая продукция).
Ежегодно ученикам предлагались на выбор темы творческих работ,
которые условно можно разделить на 7 типов:
- научное исследование;
- сочинение (не только литературное, но и сборник собственных за-
дач, естественнонаучный трактат и пр.);
- техническое произведение (поделка, модель, схема, компьютерная
программа и т. п.);
- художественное произведение (живописное или музыкальное);
- зрелищное произведение (инсценировка, спектакль, спортивное
выступление);
- педагогическое произведение (урок, проведенный в роли учителя,
придуманная игра, викторина, кроссворд);
- модернизация элемента (высказанная и обоснованная идея, гипоте-
за, придуманный образ буквы, числа и пр.).
В процессе анализа и оценки применялась трехуровневая шкала: вы-
сокий, средний и низкий уровень выполнения работы.
Результат:
- примерно у половины учеников можно ожидать продукцию высокого и
среднего уровня;
- другая половина после одного - двух лет занятий способна удов-
летворительно решать творческие задачи;
- детей, не способных ни к какому виду творчества, не обнаружено.
Эффективность системы эвристического образования подтверждена
экспертной группой Департамента по образованию Московской области и
Московского педагогического университета, проанализировавшей деятель-
ность Школы свободного развития за период с 1992 по 1995 годы.
┴Библиография┬
1. Хуторской А. Школа эвристической ориентации: три года эксперимента
// Частная школа.- 1995.- N 6.- с.70-81.
2. Экспертное заключение об экспериментально-образовательной деятель-
ности ИЧП "Школа свободного развития" в период с 1992 по 1995 гг. /
Департамент образования Моск. обл., Моск. пед. ун-т; В.И.Журавлев,
П.И.Пидкасистый, Л.С.Хижнякова // Част. шк. - 1995. - N 6. - c.81-84.
Библиография