┴Текст┬
     Образовательная концепция  школы - "Дидактическая эвристика".  Ее
основные положения:
     1. Предназначение человека - реализовать свой внутренний потенци-
ал,  образовать себя в соответствии со своими индивидуальными  особен-
ностями.
     2. Смысл образования - не столько в репродукции известных челове-
ческих  знаний  в  новую  личность,  сколько в создании этой личностью
собственных знаний и опыта.
     3. Дидактическая  эвристика - методология образования,  с помощью
которой обеспечивается реализация внутреннего  потенциала  учеников  и
учителя  в ходе их совместной деятельности.  Отличительная особенность
эвристической деятельности - наличие в ее результате нового для учени-
ков и учителя образовательного продукта.
     4. Обучение носит сопровождающий характер,  т. е. учитель обеспе-
чивает  деятельность ученика по рождению и развитию собственного обра-
зовательного продукта и  последующее  сопоставление  того  продукта  с
культурно-историческими аналогами.
     5. Основная единичная форма дидактической эвристики - не урок,  а
образовательная ситуация.
     6. Кроме традиционного предметного содержания образования вводит-
ся метапредметное.  Его ключевые элементы - образовательные первосмыс-
лы, "стягивающие" разнопредметные области к общим основаниям.
     7. В основе целей, содержания и технологии обучения - учения оте-
чественных философов-космистов.
                   Результаты реализации концепции
     Ежегодно результаты обучения учащихся оцениваются по 5 позициям:
     1. Усвоение государственных образовательных стандартов:
     - на уровне отметки "5" базовые стандарты усваивают 45-56% учени-
ков;
     - на уровне "4" - 32-44%;
     - на уровне "3" - 8-11%;
     - на уровне "2" - 0-0,8% (один ученик 5 класса, обучавшийся в школе 
полгода).
     Эти данные на 8-12% превышают аналогичные средние показатели уче-
ников массовой московской школы.
     Уровень усвоения  госстандартов  имеет  тенденцию  к улучшению на
3-5% в год.
     2. Определение государственных образовательных стандартов.
     В конце учебного года от 4  до  25%  учеников  успешно  выполнили
контрольные нормативы по всем учебным предметам следующего года обуче-
ния.  От 12 до 75% учеников успешно справлялись с отдельными курсами и
темами.
     3. Дополнение и расширение государственных стандартов.
     Кроме базовых  образовательных  курсов  в школе действует система
дополнительных курсов,  факультативов, кружков, индивидуальных занятий
с "продвинутыми" учениками.
     Ученикам предлагается на выбор ряд дополнительных предметов:
     - одни из них продолжают базовые курсы (математика,  словесность,
английский язык);
     - другие  дополняют и расширяют их (славянская культура,  древне-
русская словесность, народные игры);
     - третьи вводятся по желанию учеников (резьба по дереву,  кулина-
рия, компьютер).
     Индивидуальные занятия организуются:
     - периодически,  для помощи детям в подготовке их творческих  ра-
бот;
     - по желанию учеников или родителей,  проявляющих интерес к опре-
деленным учителям или предметам.
     За три года число дополнительных предметов возросло с  8  до  17,
средняя плотность их посещения увеличилась с 2,6 до 4 человек в час.
     4. Деятельностные результаты образования (личностные качества).
     Для анализа выбраны 5 обобщенных личностных качеств, развитию ко-
торых педагоги уделяли внимание:
     - самоорганизация:  умение  ставить  цели и достигать их,  умение
планировать и организовывать свою работу  при  минимальном  содействии
учителя;
     - самореализация: умение на основе самопознания ставить индивиду-
альные  ориентиры  и достигать их путем выбора индивидуальных домашних
заданий, творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.;
     - саморазвитие:  интенсивность  положительных изменений,  степень
продвижения в достижении госстандартов,  индивидуальных ориентиров,  в
комплексе показателей;
     - познавательная продуктивность:  количество и качество созданных
учеником образовательных продуктов: идей, сказок, задач, исследований,
поделок и т. д.;
     - рефлексия: способность осознавать свою деятельность, формулиро-
вать свои реализованные цели, проблемы, результаты.
     Уровень развития  личностных качеств оценивали классный руководи-
тель и психолог, используя следующие материалы:
     - текстовые качественные характеристики ученика по предметам;
     - психолого-педагогическую характеристику ученика;
     - рефлексивные записи, анкеты, самооценки ученика;
     - анкеты родителей, материалы бесед с ними;
     - результаты педагогических консилиумов.
     Наибольшее развитие получили самоорганизация (до 83%), самореали-
зация (до 83%), саморазвитие (до 88% учеников); наименьшее - рефлексия
(от 54 до 66%).
     5. Творческие результаты образования (эвристическая продукция).
     Ежегодно ученикам предлагались на выбор  темы  творческих  работ,
которые условно можно разделить на 7 типов:
     - научное исследование;
     - сочинение (не только литературное, но и сборник собственных за-
дач, естественнонаучный трактат и пр.);
     - техническое произведение (поделка,  модель, схема, компьютерная
программа и т. п.);
     - художественное произведение (живописное или музыкальное);
     - зрелищное  произведение  (инсценировка,  спектакль,  спортивное
выступление);
     - педагогическое произведение (урок,  проведенный в роли учителя,
придуманная игра, викторина, кроссворд);
     - модернизация элемента (высказанная и обоснованная идея, гипоте-
за, придуманный образ буквы, числа и пр.).
     В процессе анализа и оценки применялась трехуровневая шкала:  вы-
сокий, средний и низкий уровень выполнения работы.
     Результат:
     - примерно у половины учеников можно ожидать продукцию высокого и
среднего уровня;
     - другая  половина после одного - двух лет занятий способна удов-
летворительно решать творческие задачи;
     - детей, не способных ни к какому виду творчества, не обнаружено.
     Эффективность системы  эвристического  образования   подтверждена
экспертной  группой  Департамента  по образованию Московской области и
Московского педагогического университета,  проанализировавшей деятель-
ность Школы свободного развития за период с 1992 по 1995 годы.
┴Библиография┬
1. Хуторской А.  Школа эвристической ориентации: три года эксперимента
// Частная школа.- 1995.- N 6.- с.70-81.
2. Экспертное  заключение об экспериментально-образовательной деятель-
ности ИЧП "Школа свободного развития" в период с 1992 по  1995  гг.  /
Департамент образования Моск.  обл.,  Моск.  пед.  ун-т; В.И.Журавлев,
П.И.Пидкасистый, Л.С.Хижнякова // Част. шк. - 1995. - N 6. - c.81-84.

 



Библиография